Дополнительный вентилятор в Е34

На Е34, оборудованных дополнительным электровентилятором (AF от Auxillary Fan) при включении кондея может перегреваться двигатель. Одной из причин может быть неисправность цепей управления AF. Вот тут я и расскажу, как я с этим боролся.

Принцип функционирования.

Справа в радиаторе стоит датчик о трех проводах. Он замыкает на массу цепи двух реле, нормальной (НС) и высокой скоростей (ВС) вращения AFа. Цепи обмоток реле предохраняет фьюз 29 (7.5А). Плюс питания на AF через контакты реле защищен фьюзом 25 (30А). Датчик имеет провода таких цветов: 1. провод А (масса) - коричневый, 2. Провод Б - серый с фиолетовым (сигнал НС), 3. Провод В - черно-серо-желтый или черно-серый (сигнал ВС). Хинт: провода надо полизать, чтобы увидеть цвета. На AFе установлен резистор Бош или Зименс сопротивлением 0.5 Ом и рассеиваемой мощностью 85 ватт. При достижении температуры ОЖ 91 градуса датчик замыкает провода А и Б, что приводит к срабатыванию реле НС и плюс подается на AF через резистор. Это же происходит при включении кондея вне зависимости от температуры ОЖ. При температуре 99 градусов датчик замыкает провода А и В, срабатывает реле ВС и плюс идет на AF минуя резистор.

Диагностика

Вытащить разъем датчика и включить зажигание. Перемкнуть провода А и Б. Послушать, щелкает ли реле. Если AF не закрутился, проверяются реле (сидят там, где предохранители) и резистор AFа. Если закрутился, скорее всего пришел конец датчику или, маловероятно, проблемы с проводкой. Замкнуть провода А и В, послушать реле. Если вылетел предохранитель 25, заменить и попробовать еще раз (а может еще и пять раз, пояснения см. в разделе Умозрительные заключения). Если AF запустить удалось замыканием проводов А и В, неисправен резистор. Моторчик можно проверить разобрав разъем и ткнув два нужных (не идущих к резистору) провода в аккумулятор. Минус коричневый, плюс синий. Лучше делать вдвоем, а то он больно прыгучий при пуске.

Как снять AF

Снять бампер, усы и решетки радиатора. Возможно придется открутить что-то еще, я был вынужден снять правую бибику. Отсоединить разъем и прозвонить резистор. Дальнейшая разборка очевидна. Мотор крепится к кожуху тремя болтами.

Как разобрать мотор

Повернуть валом к себе и сбить зубилом вальцовку.

Где купить новый резистор

В Артексе, Автодоме или заказать. Что-то около 80 марок.

Как сделать хороший резистор бесплатно

Взять нихромовую проволоку диаметром 1.75мм и длиной 28см. Намотать витком к витку на БМВшный баллонный ключ. Снять, слегка рястянуть. Купить керамическую панельку с четырьмя винтиками. Новоиспеченный резистор вставить в панельку, затянуть, с другой стороны вставить откусанные от оригинального резистора (его открутить и выкинуть на х..й) провода. Закрепить панельку на освободившемся месте. При отсутствии нихрома указанного диаметра можно использовать другой (тоньше не желательно, будет сильно греться). Формула расчета такая: берешь метр проволоки, вставляешь в панельку и меряешь импеданс. А потом откусываешь понемногу пока не получится 0.5 Ома. Сопротивление падает пропорционально длине, т.е. линейно зависит. Настоящую формулу я не пишу, т.к. по ней получается какой-то бред (что-то типа 100 метров провода при скорости встречного потока 1 м/c и температуре окружающего воздуха 20 градусов). Я не защищал резистор ничем, если пару витков водой и замочит и х..й бы с ним, ничего страшного не будет (см. раздел Умозрительные заключения про пусковой ток).

Умозрительные заключения

Начну с неразборных запчастей. Разводят нас бесстыдно. Из двух нерабочих моторов вполне можно сделать один рабочий. А купить можно только вентилятор В СБОРЕ! Вот как.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО Шутеру за два нерабочих мотора от ///. Теперь есть один рабочий в запасе. Второй сделать нельзя, отвалился и раскрошен в щепки постоянный магнит. Ротор в порядке.

Выход из строя резистора означает отказ AFа и вот почему. При нагревании ОЖ до 99 градусов датчик температуры замыкает провода А и В, подавая плюс на AF мимо резистора. Но при этом в 2 случаях из 5 пусковой ток стоячего мотора превышает 30 ампер и фьюз 25 благополучно выгорает. Если же AF уже был раскручен через резистор, ничего подобного не происходит, т.е. все функционирует нормально. Логика схемы такова, что ВС AFа может быть включена только после того, как была включена НС. Вот такой прокольчик в плане резилинса. Купив пару десятков предохранителей на 30 ампер (Ориджинал ВАЗ по 0.7 рублей за штуку) можно поездить какое-то время с горелым резистором. Процесс запуска мотора сводится к интенсивной замене предохранителя 25. Самые отчаянные могут воткнуть туда гвоздь на 100. Резистор Ориджинал БМВ я распилил пополам и однозначно могу сказать, что эта конструкция не способна рассеивать такие мощности длительное время. Слишком короткий провод и очень маленькая площадь контакта с окружающей атмосферой.

Резюме

Стрелка стоит по центру вне зависимости от обстоятельств, а при включении кондея чуть отходит влево.

Такие дела.

Удачи,
Гриша Е34
PS Да, с благодарностью приму в утиль неразборные з\ч БМВ. Любые на выброс

Оригинал - http://www.auto.ru/wwwboards/bmw/0042/11973.shtml



Rambler's Top100 Rambler's Top100
2000, 2001 "Русский клуб БМВ" v3.0 , Жилин Алексей
Сайт управляется системой uCoz