За обозримый период (имеется
в виду годы, машины которых еще могут встретиться не только в музее),
фирма BMW применяла 2 основных системы именования моделей своих автомобилей.
Оговоримся сразу, что
(за исключением редких случаев) наименование модели у BMW не дает информации
ни о конкретной модели кузова, ни о конкретном двигателе. Иначе говоря,
для большинства обозначений моделей найдутся 2, 3 и более совершенно различных
машин с данным номером модели, выпускавшихся в те или иные годы. Поэтому
для точной идентификации конкретного автомобиля необходимо кроме модели
указывать и год выпуска. Но и этого бывает недостаточно в том случае,
если указанный год явился годом перехода к другому кузову или двигателю.
Для удобства разговора
о той или иной машине марки BMW полезно знать не только номер модели и
год выпуска, но и код кузова, и код двигателя, что в совокупности практически
полностью идентифицирует тот или иной экземпляр.
Однако поскольку именно
номера моделей - то, что нам доступно при разглядывании машин на улицах
(надпись на багажнике), начнем разговор именно с них.
60-е - первая половина
70-х годов
Цифровой
код модели равнялся объему ее двигателя в кубических см (округленному
до 100). В варианте купе последний ноль заменялся на двойку или добавлялась
буква 'C'. Например:
1502 - купе с объемом двигателя 1500 куб.см.
1800 - седан с объемом двигателя 1800 куб.см.
2000C - купе с объемом двигателя 2000 куб.см.
Цифровой
код иногда дополнялся буквенными обозначениями, касающимися в основном
опций и деталей дизайна:
A - автоматическая КПП
C - купе
i - инжектор
L - люкс
S - спорт
ti - спортивная машина (touring international)
первая половина 70-х годов
- настоящее время
Уже
в 1972 году фирма BMW разработала и приступила к выпуску модельного рядя,
положившего начало современной системе наименований моделей BMW. Это были
первые машины 5-ой серии. Некоторое время эта новая система обозначений
существовала параллельно со старой, но с прекращением выпуска 2002 модели
(примерно 76 год) стала единственной и существует по сей день
По
существующей системе номер модели состоит из трех цифр. Первой цифрой
является номер серии, следующие две - объем двигателя в децилитрах. Например:
320 - автомобиль 3-ей серии с объемом двигателя 2000 куб.см.
635 - автомобиль 6-ой серии с объемом двигателя 3500 куб.см.
Бывают
редкие и незначительные отклонения от этого правила. Например, модель
316 в кузове Е30 обладала двигателем 1800, модель 525e в кузове E28 -
двигателем 2700.
Как
и раньше, после цифр могут присутствовать буквенные аббревиатуры:
A - автоматическая КПП
C - кабрио (convertible)
CS - купе-спорт
i - инжектор
e - двигатель 'ETA': экономичный и низкооборотный
L - люкс (luxury)
s - спорт
t - хэчбэк или универсал (touring)
td - турбо-дизель
tds - турбо-дизель с интеркулером
X - 4WD (привод на все колеса)
Серии моделей BMW
Как
сказано выше, серии BMW - цифры, ставящиеся в первую позицию номера модели.
Серия
Описание
Кузов
Годы
Примечания
1
Раритетная
и нетипичная серия маленьких двухместных машин.
E26
79-80
M1.
Уникальный гоночный автомобиль. Продано несколько сотен экземпляров.
Z/B
87-91
Z1.
Редкий спортивный кабриолет.
3
Малая
серия. Небольшие автомобили для поездок в одиночку и спорта.
E21
75-82
Первая
"тройка". Тесновата, выпускалась только в кузове купе.
E30
83-91
В
народе называется "переходной". В настоящее время -
наиболее популярная и распространенная в России BMW.
E36
91-98
Текущая
версия серии
E36/7
(Z3)
96
on
Третья
серия глазами BMW Technik. Двухместный родстер, внешне мало похожий
на E36.
E46
98
on
Только
что появившиеся машины
5
Средняя
серия. Машины оптимального размера для большинства.
E12
72-81
Первая
"пятерка" и первая "серийная" машина - а поэтому
и наиболее морально устаревшая.
E28
82-87
"Переходная".
Весьма популярна и очень дешева из-за слегка старомодного вида.
Конструктивно же - лучше Е30
E34
88-96
Машина,
наконец совместившая в себе дизайн "тройки" и мощь пятой
серии.
E39
97
on
Новая
"пятерка"
6
Спортивные
купе. Не слишком часто попадающиеся, являются предметом коллекционирования
и фанатизма. В настоящее время серия прекращена и заменена 8-ой.
E24
76-89
Единственный
кузов серии продолжал выпускаться в течение 14 лет!.
7
Большая
серия. Машины представительского класса. Роскошные и мощные.
E23
77-87
Первая
"семерка" унаследовала дизайн шестерки. Слишком долго
задержалась в производстве.
E32
87-94
Просто
красавица. По мнению многих - самый изящный и пропорциональный
кузов BMW. Жаль, великовата...
E38
95
on
Текущая
версия серии
8
Спортивные
купе. Серия пришла на смену 6-ой и идеологически является ее продолжением.
E31
90
on
Как
и "шестерки", "восьмерка" остается в неизменном
кузове. Считается малоудачной моделью из-за тесноты салона и избыточной
для спортивного автомобиля массы.
Исключения: BMW Motorsport
и BMW Technik
Два отделения фирмы BMW
выпускают автомобили со своими собственными номерами моделей.
Отделение BMW Motorsport,
занимающееся созданием гоночных автомобилей и уличных автомобилей на их
базе, помещает на первую позицию букву 'M', а далее - номер основной серии
BMW, к которой принадлежит данный кузов. Например M5 - автомобиль на базе
кузова 5-ой серии того же времени выпуска. За все время существования
BMW Motorsport сконструировала всего один уникальный кузов для машины
M1.
Отделение BMW Technik,
создающее прототипы для BMW, время от времени запускает в серию отдельные
корпуса. Такие машины маркируются буквой 'Z' и цифрой, похожей на номер
серии BMW, но на самом деле лишь подчеркивающей отношение машины к тому
или иному классу.
Еще одно исключение похожего
рода - автомобили L6 и L7. Это люкс-купе 6-ой и 7-ой серий, практически
аналогичные Е24 635CSi и Е23 735i соответственно.